- космические корабли Меркурий (Mercury)
- серия американских одноместных пилотируемых космических кораблей, на которых были выполнены первые в США полеты человека в космос. Разработка "М." начата фирмой McDonnell Douglas в 1958 г., в рамках предложенной бригадным генералом ВВС Д.Фликинджером программы MISS ("Человек в космосе как можно быстрее"). С 25 апреля 1961 г. осуществлено 4 беспилотных пуска. С 5 мая 1961 г. совершено 2 суборбитальных, а с 20 февраля 1962 г. по май 1963 г. — 4 орбитальных пилотируемых полета. Результаты программы использованы при создании КК "Geminy". "М." состоит из спускаемого аппарата, включающего парашютный отсек и кабину астронавта. Стартовая масса "М." — 1930 (по другим данным — 1300) кг, длина — 2900(2700) мм (с обтекателем антенны и ТДУ — 3342 мм, с системой аварийного спасения (САС) — 7914 мм), максимальный диаметр — 1892 мм, минимальный — 660(813) мм, объем гермоконтура — 1.5 куб.м, в том числе свободный — 1 куб.м. СА многослойной конструкции, из двух слоев титана толщиной по 0.25 мм. каждый; передняя и задняя переборки выполнены из однослойного титана толщиной 0.25 мм; внешняя теплозащита (излучающего типа) сделана из никелевого сплава Rene-41 толщиной 0.4 мм; для теплоизоляции применено керамическое волокно (фиброкерамика); теплозащитный экран выполнен из многослойного стеклопластика, парашютный отсек — из бериллия толщиной 5.5 мм; иллюминатор трапецевидной формы сделан из кварцевого стекла. СА имеет два люка: штатный, трапецевидной формы, в боковой поверхности, и аварийный, круглый, в переднем днище (выход через парашютный отсек, при этом отодвигается правая часть приборной доски, демонтируется передняя стенка кабины, выталкивается парашютный контейнер и раскрывается спасательный плот). Блок РДТТ САС закреплен на специальной ферме перед парашютным отсеком и сбрасывается перед выходом на ОЗО; парашютный отсек — цилиндр диаметром 660(по другим данным — 813) мм размещен на малом днище усеченного конуса с углом раствора 55 град. — кабины астронавта; на переднем днище парашютного отсека под обтекателем в форме усеченного конуса размещены антенны и два датчика горизонта. Двигательная установка включает 3 тормозных РДТТ тягой 4500 Н и 18 двигателей ориентации тягой от 4.5 до 110 Н (в том числе 6 — ручного и 12 — автоматического управления), работающих на перекиси водорода. Энергопитание обеспечивают аккумуляторные батареи, 3 по 3 квт/ч. и 2 по 1.5 квт/ч. Система ориентации и навигации инерциальная, кроме того, используются ИК-датчики горизонта. Возможна визуальная ориентация по линии горизонта при выдаче тормозного импульса, по маркерам на иллюминаторе фиксируются отклонения по тангажу на 34 град. и крену. Охлаждение атмосферы кабины при помощи хладагента в газожидкостном теплообменнике. Охлаждение скафандра прокачкой кислорода. В кабине поддерживается чисто-кислородная атмосфера с давлением 38 кПа, температура в кабине — 10-27 (по другим данным — 27-38) град.C. Запас кислорода на 28 часов (3.6 кг) хранится под давлением 51 МПа. Система связи работает в метровом и дециметровом диапазонах. В командной радиолинии применены УКВ-передатчики FRW-2. Система посадки включает ленточный тормозной парашют диаметром 1.8 м (вводится на высоте 6300 м) и основной парашют диаметром 19.2 м (вводится на высоте 3000 м). Вертикальная скорость в момент касания — 9 м/с, посадка на воду. Для аварийной посадки на грунт предусмотрен деформируемый амортизатор (цилиндр высотой 1220 мм и диаметром 1780 мм из стеклоткани толщиной 1.016 мм с гибким стальным каркасом). Для облегчения поисков СА после посадки в океане применяется ультразвуковая акустическая сигнальная бомба SOFAR. При полетах по суборбитальной траектории запуск "М." осуществлялся РН "Redstone", при космических полетах — "Atlas-D".
Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.